Наша Газета - свежие новости Екатеринбурга и Свердловской области

Екатеринбургский психолог рассказала, какие мультики показывать детям, чтобы не навредить

16+

Автор фотографии: mimcosmetic.ru
Мультики заставляют детей подражать их героям.

В начале ноября российские психологи пришли к выводу, что популярный мультик «Маша и Медведь» крайне опасен для детской психики. Причем он, по их словам, является самым вредным из всех современных телепродуктов для детей. Дело в том, что Маша показывает очень плохое поведение и скверный характер, а все проделки ей легко сходят с рук.

Журналист НАШЕЙ обратилась к старшему преподавателю кафедры общей психологии УрГПУ Елизавете Соловьевой, чтобы вместе разобраться, какие мультики детям все-таки можно смотреть.

– Когда мы будем говорить о мультипликационных фильмах, мы будем учитывать особенности возраста. Предлагаю выделить следующие возрастные категории: младший дошкольный возраст (3 – 5 лет), старший дошкольный (5 – 7 лет), младший школьный (7 – 10 лет). Вы обратили внимание, что не выделен возраст до 3 лет. Детские психологи убеждены, что мультфильмы в этом возрасте не нужны ребенку. Гораздо полезнее и интереснее для малыша осваивать реальный предметный мир: катать мячики и яблоки, строить пирамидки из кубиков или коробочек, греметь крышками от кастрюль, кормить голубей на улице и бегать за ними и так далее, то есть активно взаимодействовать с миром, – поделилась Елизавета Соловьева.

Какие мультики выбрать для детей разных возрастов

От 3 до 5 лет

Герои мультфильма – это дети или детеныши животных,  задающие образцы поведения. Если герой в начале истории демонстрирует негативный образец поведения, то к концу мультфильма его поведение обязательно меняется  (например, в «Трех поросятах» два поросенка ленились, за что и поплатились и к концу истории приняли позицию трудолюбивого брата).

 Важно, чтобы герой мог быть точно определен как положительный или отрицательный (например, в «Трех поросятах» волк – отрицательный герой, а поросята – положительные).

Сюжет должен быть простым и коротким (часто в основе сюжета – народные или авторские сказки или простые повседневные действия, которые есть в опыте ребенка и понятны ему).

Нужны четкие этические ориентиры: в мультфильме должно быть очень точно показано, что хорошо, а что  плохо, как можно себя вести, как нельзя.

Важен общий позитивный эмоциональный настрой, счастливое завершение истории (хэппи-энд).

Примеры полезных мультипликационных фильмов: сказки Сутеева («Грибок-теремок, «Мешок яблок», «Разные колеса», «Яблоко» и другие), «Три поросенка», «Умка», «Как львенок и черепаха пели песенку», «Паровозик из Ромашково».

От 5 до 7 лет

 Герои мультфильма – это дети или животные, которые задают образцы поведения. Остается важным четкое определение, кто из персонажей хороший, а кто – плохой. Главный герой связан с другими персонажами, эти персонажи ведут себя по-разному, главный герой мультфильма применяет самые конструктивные способы поведения (например, в м/ф «Каникулы в Простоквашино» Шарик и Матроскин вступают в конфликт, а Дядя Федор помогает им этот конфликт преодолеть конструктивно).

В основе сюжета – разнообразные ситуации, связанные с общением и отношениями между персонажами (дружба, вражда), конфликты и их разрешение.

Общий позитивный эмоциональный настрой, при этом возможность в процессе пережить разные чувства (например, грусть, злость, страх), счастливое завершение истории (хэппи-энд).

Примеры полезных мультипликационных фильмов: «38 попугаев», «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Малыш  и Карлсон», «Про домовенка Кузю», «Умная собачка Соня», «Вини-Пух», «Приключения Буратино», «Варежка».

От 7 до 10 лет

Разные герои, главный персонаж часто сталкивается с борьбой мотивов, при этом под влиянием обстоятельств герой меняется.

В центре внимания – переживания и внутренний мир героев.

Сюжет развернутый, более сложный. Возможны иносказания, шутки с подтекстом, гротескные преувеличенные описания.

Герои (следовательно, и зритель) сталкиваются с разными переживаниями, в том числе амбивалентными (противоречивыми), возможны напряженные состояния.

Сопереживание в целом зритель испытывает к положительным персонажам.

Примеры полезных мультипликационных фильмов: «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Питер Пэн», «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов», «Балерина на корабле», «Следствие ведут колобки».

Популярные мультфильмы: оценка психолога

«Маша и Медведь»

– Основное замечание  к этому мультфильму  можно обозначить так: Маша – это девочка, мультфильм адресован дошкольникам, следовательно, дети воспринимают эту девочку как образец для подражания («Маша – хороший персонаж»). Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок копировал поведение Маши?

«Том и Джерри»

– Для детей какого возраста создан этот мультфильм? Если для младшего дошкольника, то он учит физически выражать агрессию (как правило, маленькие дети физически выражают агрессию, а другие способы используют редко). Получается, для младшего дошкольника не полезен. Для старшего дошкольника? Тогда ребенок учится строить отношения вместе с героями мультфильма. Какие способы разрешения конфликта кроме физического выражения агрессии ребенок освоит? Поэтому трудно рекомендовать этот мультфильм. Думаю, он может быть полезен взрослым как один из способов проживания злости (если нет другой возможности «выпустить пар»).

«Смешарики»

– В целом интересный проект, но некоторые серии хороши для 3-леток, некоторые – для 7-леток. Поэтому в целом сказать не могу, надо обсуждать отдельные серии.

«Губка Боб Квадратные штаны»

– Это мультфильм для взрослых. А взрослые могут самостоятельно выбирать, что им смотреть.

  • В 2012 году российские чиновники пришли к выводу, что нужно запретить для детей ряд мультфильмов. Так, в этот список попали, к примеру: «Ну, погоди!» за то, что волк пропагандирует курение и хулиганство, «Крокодил Гена», который курит трубку, «Трое из Простоквашино», где Дядя Федор уходит из семьи, подрывая семейные ценности, «Малыш и Карлсон», который будто бы пропагандирует педофилию, «Алиса в Стране чудес», который пропагандирует наркоманию. Но дальше обсуждений этот вопрос не зашел.
  • Тогда же представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций пообещали, что будут давать онлайн-рекомендации по реализации закона и проводить экспертизы мультфильмов.

Автор: Юнна Зузенкова
19 июня 2017, 08:19

Будь в теме:

Горожанин11 января 2017, 09:37
Мне 68 лет, в детстве телевизора то не было, какие там мультики!Нормальной выросла!Видимо воспитание другое было!
Согласны с автором?
Горожанин17 марта 2017, 13:42
В возрасте пяти лет смотрел "Секретные материалы" и с психикой всё в полном порядке. По мне, так какой-то бред написан.
Согласны с автором?
Горожанин23 мая 2017, 09:41
В ответ на комментарий пользователя
В возрасте пяти лет смотрел "Секретные материалы" и с психикой всё в полном порядке. По мне, так какой-то бред написан.
Это как вы определили? Кто про себя скажет, что я псих , неврастеник или маньяк? Как ваши близкие вас оценивают? А может они бояться вас?
Согласны с автором?
Горожанин23 мая 2017, 13:15
В ответ на комментарий пользователя
Это как вы определили? Кто про себя скажет, что я псих , неврастеник или маньяк? Как ваши близкие вас оценивают? А может они бояться вас?
Фильмы ужасов всерьёз не воспринимаю, в остальном всё в порядке.
Я к тому, что слишком тепличные условия детям тоже не на пользу идут.
Согласны с автором?
Горожанин25 июня 2017, 02:29
В ответ на комментарий пользователя
Фильмы ужасов всерьёз не воспринимаю, в остальном всё в порядке.
Я к тому, что слишком тепличные условия детям тоже не на пользу идут.
Ладно "Секретные материалы", может вы их сами в охотку смотрели. Некоторые "одарённые" своим детям "Бригаду" специально показывают, чтобы "правильный поцан с раёна" рос. Перегибать тоже не надо. Просмотр "Троих из Простоквашино" не есть помещение ребёнка в тепличные условия, нормальный мультик.
Согласны с автором?

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Редакция портала NGZT.ru
620014, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д.16, оф. 805, 809, 810. +7(343) 239-46-10, +7(343) 239-46-45, ng@ng66.ru
Предложить свою новость
Размещение рекламы в газете «Наша Газета» и на сайте NGZT.ru: +7(343) 239-43-16, +7(343) 239-64-40, +7(343) 239-61-40, +7(343) 239-43-15
Отдел службы распространения:
(343) 239-46-40, anistratov@ng66.ru
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.NGZT.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте NGZT.ru и его субдоменах. Возрастная категория сайта 16+
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru